Занимаясь продвижением сайтов уже более 5-ти лет, заметил одну нелицеприятную тенденцию в данном направлении, а именно — все больше и больше откровенных мошенников появляется на поприще seo-услуг. Очень часто ко мне обращаются компании и частники, которые до этого уже пользовались услугами seo-специалистов. Причем, далеко не всегда эти специалисты были фрилансерами.
Под катом, я хотел бы привести несколько примеров обмана заказчиков со стороны продвиженцев, а также попытаться разобраться, с чем связана такая тенденция.


Пример первый

Прошлой весной ко мне обратилась одна юридическая компания, довольно широко известная в нашем городе. Т.к. любой здравомыслящий заказчик в данной области, перед тем, как перейти к подписанию договора, интересуется стоимостью услуг, я стараюсь получить доступ ко всей необходимой для анализа информации, чтобы более предметно представлять себе ситуацию. В особенности, это касается сайтов, которые, по мнению клиента, уже находятся под продвижением. шменно так я и поступил в этот раз, т.к. данным сайтом уже занималась одна из местных компаний — разработчиков сайтов.
Сразу после поверхностного анализа текущего положения вещей, я понял, что вновь столкнулся с предшественниками-мошенниками. Меня удивил в данном случае не сам факт мошенничества, а факт того, что компания, занимавшаяся продвижением, входит, если не в топ-10, то уж точно в топ-20 региона.
Как я пришел к выводу о том, что здесь не обошлось без явного мошенничества?

  • На момент обращения ко мне, сайт компании отдавал 404 при обращении к большинству страниц с самого же сайта, вплоть до всех страниц с описаниями услуг компании;
  • В webmaster.yandex-е не было заявлено прав на управление, кроме тех, что запросил я;
  • Все входящие ссылки шли с сайтов-каталогов компаний региона или же с сайтов справочных изданий, в которые в свое время клиент заказывал рекламу. Ни одной купленной или арендованной ссылки замечено не было;

Больше всего меня поразила наглость исполнителя, т.к. если ты берешь деньги, то уж хотя бы видимость то работы, но нужно сделать. В данном же случае — просто тишина, никаких действий не предпринималось. ш даже не смутил их тот факт, что сайт принадлежит юристам, которым не составит труда все правильно оформить и куда нужно отправить.
Эта компания “продвигала” сайт заказчика чуть больше года, и именно за этот срок они и возместили им всю стоимость. Но это единственный случай из мне известных, когда затраты были возмещены.

Пример второй

В начале прошедшего лета, когда вся природа расцветала, ко мне обратилась владелица компании, специализирующейся на уборке помещений, сайт которой увядал просто на глазах. Стоит также отметить, что сайт, на тот момент, находился в руках продвиженца-частника, который исправно получал деньги за свои услуги в довольно приличном размере.
В отличии от предыдущего случая, здесь картина оказалась интересней: сайт действительно находился под продвижением и ссылочная масса была довольно неплохой. Сайт имел ТшЦ 50, против которого не смог устоять жадный “специалист”. На всем сайте в скрытом виде, т.е. скрытом от глаз людских, но не от глаз поисковых роботов, размещались ссылки на сторонние ресурсы. Ссылки размещались не через какую-то одну биржу, а сразу через две, что, опять же, говорило в сторону жадности продвиженца.
Заказчице я несколько раз пробовал объяснить суть причины, но, как оказалось, мы с ней из разных вселенных. Линкоторговец остался при своих заработанных.

Пример третий

Встретились в офисе заказчика, пообщались, решили работать. Стоимость моих услуг для них была вторична, в первую же очередь они хотели результат любой ценой. Специализируясь на промышленном оборудовании (электростанции, насосы, буры, компрессоры и прочее), компания имела сайт с посещаемостью от 500 до 800 человек в сутки. Сидя у них в офисе, мы долго и тщетно пытались найти их сайт в выдаче по их потенциальным ключевым запросам. Для меня лично, это стало первым звонком.
Продвигали какие-то ребята из Москвы. Компания из серии ООО “Гришка-друг, да я”. Все счетчики на сайте были с открытыми цифрами, т.е. не нужно было знать логин и пароль, чтобы посмотреть количество посетителей, но полная статистика была закрыта. Для заказчиков, которые далеки от компьютеров, было достаточно видеть красивые числа на счетчиках Li и metrika.yandex. Ко мне они решили обратиться, чтобы я не столько занялся продвижением, сколько проанализировал бы ситуацию и постарался что-то сделать, чтобы конвертация посетителей в звонки возросла.
Получив доступ к хостингу, я первым же делом занялся статистикой. Москвичи, видимо почувствовав, что пахнет жареным, не стали выставлять новый счет за услуги, но и доступ в статистику предоставлять отказались, сославшись на то, что у них на аккаунте “метрики” не только этот сайт. Спорить с ними не стал, хватило и Li.
Суть схемы такова: ребята покупали трафик, при это абсолютно никак не занимались продвижением сайта. Трафик покупали копеечный, судя по демографии посетителей. А договор, в котором услуги по продвижению сводились к тому, что исполнитель обеспечивает приток новых посетителей на сайт, обеспечил им полную юридическую неприкосновенность.
Тему “вас кинули” я до заказчиков донести сумел, объяснив разницу между трафиком с ПС по целевым запросам и просто трафиком, но сомневаюсь, что они так и не смогли добиться чего-либо от тех ребят.

Можно привести еще множество примеров, но все это следствие, а в чем же заключается причина?

Причин для сложившейся ситуации несколько:

  • Многие частники, работая, как фрилансер, работают за наличный расчет и без какого-либо договора. Часто это происходит по причине небольших затрат, которые для заказчика не кажутся чем-то сверхъестественным.
  • Подавляющее большинство заказчиков не грамотны в тех вопросах, решением которых должен заниматься seo-специалист. В связи с этим, заказчику очень сложно оценить ведущуюся работу и качество оказания услуг.
  • Договора на оказание услуг по продвижению, чаще всего, составлены очень размыто, особенно в том месте, где следовало бы оговорить какие-либо гарантии. Этим грешат не только мелкие шаражки, но и лидеры рынка. Ссылаются все при этом на непредсказуемость поисковых алгоритмов.
  • Студенты, прочитавшие 10 блогов “о заработке в интернете, продвижении и вообще”, зарегистрировавшиеся на Серче, считают себя абсолютно прожженными в теме, и начинают принимать заказы. С исполнением заказа справляются через раз, но к ним обращаются, потому что дёшево.

Уверен, что есть еще множество причин, которые привели к сложившейся ситуации, вплоть до той, что человек и раньше был мошенником, а сейчас еще и компьютер освоил. Но, как мне кажется, я написал основные.

Вместо выводов и послесловий, я хотел бы привести несколько моментов, которые помогут избежать неприятностей при заказе услуг по продвижению.

  • Всегда интересуйтесь портфолио исполнителя. При этом исполнитель должен доказать вам, что именно он занимался каким-либо сайтом. Он предлагает свои услуги вам, а не наоборот. Так что, в первую очередь, он заинтересован в вас, а не вы в нём.
  • Заключайте договор. Просите, чтобы в договор были включены методы, которые будут использованы при продвижении, а также описание их сути.
  • Требуйте гарантий. Да, результаты продвижения невозможно гарантировать через 3 дня, но через 3-6-12 месяцев — можно. По крайней мере, вы можете настоять на внесении пункта, который бы увязал результаты продвижения с размером оплаты, спустя какой-то период времени: “Вывели в топ-10 половину запросов — получайте половину”. Не дословно так, но суть такая.
  • Не гонитесь за дешевизной. Если вам предлагают за 3000 рублей в месяц 1-е место в Яндексе по вашему ключевому запросу, спросите себя: “А почему в таком случае, еще не все мои конкуренты на первом месте?”.
  • Не доверяйте тем, кто на ваш вопрос “Сколько будет стоить продвижение сайта?” отвечает конкретной суммой, не проанализировав ваш сайт, ваши ключевые запросы, по которым вы планируете продвигаться и т.д.
  • Требуйте отчета. Форма может быть от простой (запрос — позиция), до полной (статей, ссылок, средний тиц и т.д.). ш вы всегда будете в курсе того, что происходит с вашим сайтом. Ну и конечно же, все логины и пароли от статистики должны быть если не в договоре, то в приложении к нему. А если и там нет, то хотя бы у вас в почтовом ящике.

Всем спасибо! Надеюсь, что вы не наступите на грабли моих заказчиков.

Лоуренс Чиам говорил: “Я счастлив, когда нажимаю на кнопку и камера делает «щёлк»”. шменно так должен относиться к своей работе настоящий фотограф. Фотографы Архангельска любят свою работу, любят свой край, любят людей, живущих рядом с ними. Ни кто не сможет лучше, чем они, передать суровость и нежность, что скрыты в этом городе.